Наши партнеры

 

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ДРЕССИРОВКА

   Для тех, кто ХОЧЕТ:

    • гулять с собакой, не выкрикивая команды на каждом шагу,
    • договориться с кошкой, чтобы она вела себя правильно

и вообще

    • ДОВЕРЯТЬ СВОИМ ПИТОМЦАМ.

   Дрессировка – дело очень нужное. Не только животным, но и людям. Невозможно сколотить табуретку или построить Ноев ковчег, не научившись предварительно забивать гвозди.
Определение: "Дрессировка – это процесс выработки необходимых навыков". И когда кошка учится вспрыгивать по желанию хозяина на табуретку, когда собака тренируется, чтобы правильно ходить на поводке, когда ребенок овладевает правилами вежливости – всё это дрессировка. В конце концов, даже таблица умножения – это всего лишь 81 условный рефлекс, а последовательность букв в алфавите – 33 условных рефлекса. Однако они ценны не сами по себе, а лишь в том случае, если мы решаем практические задачи или читаем интересные книги.

   Вот так и с животными. Не будем рассуждать о том, какие именно навыки понадобятся нашей собаке или кошке, договоримся только об одном: эти навыки нужны именно для того, чтобы правильно решать жизненные задачи – то есть, применять их в нужный момент и в нужной последовательности.

   И тут мы выходим на другой уровень. Навык  умножать пять на три – это рефлекс. А использование именно этого действия для того, чтобы сосчитать, сколько конфет у троих ребятишек, если у каждого их по пяти – это уже принципиально другой навык. Это  навык выбора нужных действий и построения последовательности их применения.

   Это не так далеко от проблем правильного поведения, как может показаться. Вот пример – конкретнее некуда. И он совершенно одинаков как для животных, так и для людей. Не обязательно читать внимательно все подряд, просто составьте представление.

Я встречаю на улице какого-то человека. А дальше:

  1. Если человек знакомый, то:
    1. Я тороплюсь:
      • Я здороваюсь на ходу и иду по своим делам
    2. Я не тороплюсь:
      1. замечаю, что он спешит и не задерживаю его:
        • Я здороваюсь на ходу и иду по своим делам
      2. вижу, что и он не торопится и останавливаюсь поговорить:
        • Если это Марья Ивана, то мы болтаем о здоровье и внуках
        • Если это Сергей Петрович, то я спрашиваю его о делах по работе и терпеливо слушаю длинное повествование
        • ……………………… (вариантов столько, сколько может быть знакомых).
    3. Ни он, ни я не торопимся, но он меня не узнает:
      • я останавливаюсь, останавливаю его и напоминаю, кто я
      • дальше следуют действия из п. 1.2.2.
  2. Если человек незнакомый, то:
    1. Человек кажется мне неприятным:
      1. Он проходит мимо:
        • я с облегчением прохожу, не привлекая к себе внимания
      2. Человек явно хочет ко мне обратиться:
        • я стараюсь побыстрее удрать
          или
        • я отделываюсь парой слов и снова стараюсь удрать
          или
        • мне приходится вступить в конфликт, чтобы не пострадать.
    2. Человек вполне нормальный:
      1. Он проходит мимо:
        • я тоже прохожу, не задерживаясь, хотя могу и посмотреть ем вслед
      2. Он обращается ко мне (например, спросить дорогу)
        • я охотно ему отвечаю, а может быть, и
        • пользуюсь случаем продлить общение
      3. Я нахожу повод обратиться к нему (спросить, который час)
        • я заговариваю с ним в меру необходимости, а может быть, и
        • пользуюсь случаем продлить общение.

   Здесь описан алгоритм общения с прохожими, в котором  предусмотрены разные варианты, зависящие от конкретных обстоятельств. Конкретные действия указаны тут только на четвертом уровне, обозначенном не нумерацией, а маркерами.

   И каждый воспитанный человек владеет не только конкретными действиями и теми словами, которые нужно сказать, но и всем этим алгоритмом.  А ведь построение алгоритма – это тоже навык.  Только этот навык определяет не конкретные действия и движения, а правила выбора вариантов – принятия решений.

   Этим навыкам применительно к самым разным житейским задачам мы учимся в детстве и ранней юности. И только эти навыки помогают нам не попасть впросак, не наделать глупостей и, в конечно счете, не рисковать собственной безопасностью.

   Вот теперь можно дать определение интеллектуальной дрессировки:

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ДРЕССИРОВКА – ЭТО
ВЫРАБОТКА НАВЫКОВ И АЛГОРИТМОВ
ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ,
ОПТИМАЛЬНЫХ ДЛЯ КАЖДОЙ КОНКРЕТНОЙ СИТУАЦИИ.
Каждый из таких алгоритмов использует целую программу навыков конкретных действий, которые вырабатываются в ходе традиционной дрессировки.

Как это делается? А вот это вопрос ремесла.
Мы с удовольствием предоставим вам методики интеллектуальной дрессировки с учетом вида животного, породы, возраста, конкретных условий жизни и пожеланий хозяина.

Базовая программа - Антистресс

БАЗОВАЯ ПРОГРАММА
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДРЕССИРОВКИ
(программа АНТИСТРЕСС)

© Н.Д.Криволапчук, Ю.В.Криволапчук
ПОЯСНЕНИЯ

   Базовая программа "Антистресс" позволяет достичь следующих целей:

  • повышение уравновешенности нервной системы
  • развитие тормозных процессов при повышенной возбудимости
  • снижение "стрессовой готовности" и повышение стрессоустойчивости
  • повышение стабильности поведения
  • развитие базовых функций психики (внимание, память, анализ внешней информации)
  • развитие ориентации на хозяина
  • выработка послушания без конфликтных и силовых приемов

   Правила работы описаны в Справочных материалах.

   Программа построена на трех элементах – это изменение темпа движения, изменение направления движения и остановка. Эти три элемента соответствуют трем основным логическим связкам (булева алгебра), предназначенным для описания логического вывода истинных и ложных заключений.

Изменение темпа - конъюнкция (И)

Изменение направления – дизъюнкция (ИЛИ)

Остановка – отрицание (НЕ)

Четвертая связка (импликация) описывает причинно-следственные связи и строится как комбинация первых трех.

   Таким образом, простейшие упражнения базовой программы способствуют формированию нейронных путей, реализующих логический вывод.

1. Команда "Рядом" с плавной переменой темпа.

   Цель упражнения – тренировка уравновешенности нервной системы за счет постепенного развития тормозных процессов с одновременной разрядкой в движении. Это же упражнение становится практическим приемом для успокоения собаки при перегрузке.

2. "Змейка" с обходом препятствий и вариантами траекторий.

  Цель упражнения. Бесконфликтное подчинение хозяину (поворот противоречит закону экономии энергии, но не вызывает острого протеста). Создание нейронного пути, реализующего связку "ИЛИ человека." – выбор вариантов поведения, зависящий от воли хозяина (минимальное послушание).

   Изменение темпа движения, включение остановок и замена скругленных поворотов прямолинейными отрезками с четкими поворотами дает возможность выстраивать комбинации логических связок и варьировать интенсивность тормозных процессов. Тем самым достигается состояние уравновешенности нервных процессов.

Траектории движения на змейках
1. Простая "змейка";

2. "Змейка" с пропусками;

3. "Змейка" с "вылетом";

4. Фигурные "змейки";

5. Двойные "змейки";

5'. "Змейки" с пропусками;

3. Зигзаги на дорожке.

   Цель упражнения. То же, что при "змейке".

Усложнения:
  • изменение частоты зигзагов
  • изменение амплитуды зигзагов (до края дорожки или до ее середины)
  • чередование зигзагов с проходами вдоль края дорожки (траектория "пила")
  • изменение фактуры поверхности (асфальт, песок, трава)
  • чередование сидячей и стоячей позы при остановках.

   Ходьба зигзагом:

4. "Меандр" на дорожке (см. траектории).

   Цель упражнения. Концентрация внимания, развитие памяти, повышение стабильности поведения, развитие подчинения человеку.

   Усложнения:

  • изменение длины проходов вдоль края дорожки (то меньше ее ширины, то больше)
  • включение остановки на повороте (остановка перед поворотом легче, остановка после поворота труднее)
  • изменение ширины проходов (в полную ширину дорожки или не доходя до ее края)
  • комбинация прямоугольников меандра с зигзагами и проходами по прямой посередине дорожки.

  Ходьба "меандром":

   Комбинации зигзага и меандра:

5. Повороты на месте.

Цель упражнения. Выделение мелких действий и разбиение сплошного поведенческого акта на отдельные элементы.

6. Скользящая остановка.

Цель упражнения. Фрагментирование непрерывного потока нервных процессов, выделение элементарных блоков информации, выявление закономерностей в поведенческих актах.

По нарастающей сложности:

  • остановка на каждом повороте (не более 5-7 повторов, далее – по мере тренировки выносливости)
  • остановка на каждом втором повороте
  • остановка через два поворота на третьем
7. Команда "Справа" и чередование ее с командой "Рядом".

Цель упражнения. Развитие вариативности и гибкости поведения, совершенствование управления поведением.

Усложнение: наложение переходов "Рядом"-"Справа" на любое другое упражнение (например, переходы на каждом повороте зигзага).

8. Команда "Вперед".

Цель упражнения. Развитие самостоятельности, повышение ответственности за свое поведение

9. Команды "Вперед", "Стоять" ("Стоп") – чередование в движении.

Цель упражнения. Дополнительное развитие тормозных процессов, совершенствование управляемости. Выполнение команды "из-за спины"

Усложнение: посадка после остановки.

10. Команда "Тише" – замедление движения.

Цель упражнения. Дополнительное развитие тормозных процессов, совершенствование управляемости.

11. Переход от команды "Вперед" к команде "Рядом" и наоборот (чередование).

Цель упражнения. Дополнительное развитие тормозных процессов, совершенствование управляемости, повышение внимания к требованиям хозяина.

12. Отход от собаки, оставленной на месте.

Цель упражнения. Дополнительное развитие тормозных процессов, совершенствование управляемости, повышение внимания к требованиям хозяина.

Усложнение: отход в разных направлениях и с изменением темпа.

13. "Сбитый летчик" (остановка и посадка в зависимости от положения предмета-ориентира).

Цель упражнения. Развитие внимания, повышение ориентации на внешние события.

Усложнение: использование нескольких предметов и разных их состояний (например, открытая и закрытая коробка, два предмета один на другом и т.п.).

14. Счет шагов (фиксация остановки через определенное количество шагов хозяина).

Цель упражнения. Развитие внимания к действиям хозяина, прогнозирование действий, повышение ориентации на хозяина.

Усложнения:

  • изменение направления движения после каждой остановки
  • изменение темпа движения на каждом отрезке
  • отход от собаки после остановки и подзыв для прохода по следующему отрезку.
15. Переход от одного упражнения к другому с применением зигзага или меандра.

Цель упражнения. Сохранение работоспособного состояния, распространение требований хозяина на время, свободное от выполнения упражнений.

Усложнение: любые комбинации действий и упражнений.

Наверх

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.