Чему и как учить кошку?
Все привыкли к тому, что дрессировка существует для собак, но никак не для кошек. Однако… "Что такое дрессировка, каждый понимал по-своему".
Разве кошке и ее хозяевам не требуются определенные привычки и навыки? Где можно ожидать кормежки и можно ли в это время мяукать и приставать к хозяйке? Нужно ли мило поздороваться с бабушкой, заглянув к ней в комнату, или можно вести себя так, будто комната пуста? Отбирать ли игрушку у ребенка или подождать, пока сам предложит поиграть? Как попросить хозяев о том, чего тебе хочется?
А-а-а, вот в чем дело! Правильно, никаких общих требований к поведению кошки или, боже сохрани, нормативов в мире не существует. Но это вовсе не отменяет определенной дисциплины в семье.
Общее мнение, будто кошки не поддаются обучению, активно распространяется теми специалистами, кто владеет только лишь простейшими способами разучивания конкретных трюков. А еще чаще даже эти трюки не разучивают, а лишь закрепляют какое-то забавное движение или жест, который кошка придумала сама. К слову, это главный принцип цирковой дрессировки. Так что не надо считать клоуна Куклачева видным знатоком психики и бытового поведения кошек. Уж он-то больше всех говорит о принципиальной недрессируемости кошек – исключительно для собственного пиара.
Убеждение это основано на простом биологическом факте: кошки живут и охотятся поодиночке. А это означает, что кошке не приходится считаться с чьими-то взглядами на ее Жизнь и с чужими требованиями к поведению.
Стало быть, выход у нас с вами только один – сделать так, чтобы выполнение наших правил было выгодно самой кошке. А об этом даже отдельно заботиться не приходится. Откуда кошка знает, что за чудище пылесос; можно ли вскарабкаться на новогоднюю елку или она обвалится со страшным шумом; насколько опасен водопроводчик… и нет числа этим загадкам, не дающим кошке спокойно жить.
И все, что требуется от хозяина – это не оставлять бедную зверюшку во власти неведомых опасностей, предоставляя ей самой решать непосильные проблемы. Помогите кошке быть спокойной – и она ответит вам безукоризненным послушанием. Это проверено многократно!
Этого будет совсем нетрудно добиться, если вы воспользуетесь нашими видеоуроками из серии "Умные игры".
Мы с удовольствием подготовим для вас и индивидуальную программу с учетом возможностей вашей кисы и всех ваших пожеланий.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ДРЕССИРОВКА
Для тех, кто ХОЧЕТ:
- гулять с собакой, не выкрикивая команды на каждом шагу,
- договориться с кошкой, чтобы она вела себя правильно
и вообще
- ДОВЕРЯТЬ СВОИМ ПИТОМЦАМ.
Дрессировка – дело очень нужное. Не только животным, но и людям. Невозможно сколотить табуретку или построить Ноев ковчег, не научившись предварительно забивать гвозди.
Определение: "Дрессировка – это процесс выработки необходимых навыков". И когда кошка учится вспрыгивать по желанию хозяина на табуретку, когда собака тренируется, чтобы правильно ходить на поводке, когда ребенок овладевает правилами вежливости – всё это дрессировка. В конце концов, даже таблица умножения – это всего лишь 81 условный рефлекс, а последовательность букв в алфавите – 33 условных рефлекса. Однако они ценны не сами по себе, а лишь в том случае, если мы решаем практические задачи или читаем интересные книги.
Вот так и с животными. Не будем рассуждать о том, какие именно навыки понадобятся нашей собаке или кошке, договоримся только об одном: эти навыки нужны именно для того, чтобы правильно решать жизненные задачи – то есть, применять их в нужный момент и в нужной последовательности.
И тут мы выходим на другой уровень. Навык умножать пять на три – это рефлекс. А использование именно этого действия для того, чтобы сосчитать, сколько конфет у троих ребятишек, если у каждого их по пяти – это уже принципиально другой навык. Это навык выбора нужных действий и построения последовательности их применения.
Это не так далеко от проблем правильного поведения, как может показаться. Вот пример – конкретнее некуда. И он совершенно одинаков как для животных, так и для людей. Не обязательно читать внимательно все подряд, просто составьте представление.
Я встречаю на улице какого-то человека. А дальше:
- Если человек знакомый, то:
- Я тороплюсь:
- Я здороваюсь на ходу и иду по своим делам
- Я не тороплюсь:
- замечаю, что он спешит и не задерживаю его:
- Я здороваюсь на ходу и иду по своим делам
- вижу, что и он не торопится и останавливаюсь поговорить:
- Если это Марья Ивана, то мы болтаем о здоровье и внуках
- Если это Сергей Петрович, то я спрашиваю его о делах по работе и терпеливо слушаю длинное повествование
- ……………………… (вариантов столько, сколько может быть знакомых).
- замечаю, что он спешит и не задерживаю его:
- Ни он, ни я не торопимся, но он меня не узнает:
- я останавливаюсь, останавливаю его и напоминаю, кто я
- дальше следуют действия из п. 1.2.2.
- Я тороплюсь:
- Если человек незнакомый, то:
- Человек кажется мне неприятным:
- Он проходит мимо:
- я с облегчением прохожу, не привлекая к себе внимания
- Человек явно хочет ко мне обратиться:
- я стараюсь побыстрее удрать
или - я отделываюсь парой слов и снова стараюсь удрать
или - мне приходится вступить в конфликт, чтобы не пострадать.
- я стараюсь побыстрее удрать
- Он проходит мимо:
- Человек вполне нормальный:
- Он проходит мимо:
- я тоже прохожу, не задерживаясь, хотя могу и посмотреть ем вслед
- Он обращается ко мне (например, спросить дорогу)
- я охотно ему отвечаю, а может быть, и
- пользуюсь случаем продлить общение
- Я нахожу повод обратиться к нему (спросить, который час)
- я заговариваю с ним в меру необходимости, а может быть, и
- пользуюсь случаем продлить общение.
- Он проходит мимо:
- Человек кажется мне неприятным:
Здесь описан алгоритм общения с прохожими, в котором предусмотрены разные варианты, зависящие от конкретных обстоятельств. Конкретные действия указаны тут только на четвертом уровне, обозначенном не нумерацией, а маркерами.
И каждый воспитанный человек владеет не только конкретными действиями и теми словами, которые нужно сказать, но и всем этим алгоритмом. А ведь построение алгоритма – это тоже навык. Только этот навык определяет не конкретные действия и движения, а правила выбора вариантов – принятия решений.
Этим навыкам применительно к самым разным житейским задачам мы учимся в детстве и ранней юности. И только эти навыки помогают нам не попасть впросак, не наделать глупостей и, в конечно счете, не рисковать собственной безопасностью.
Вот теперь можно дать определение интеллектуальной дрессировки:
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ДРЕССИРОВКА – ЭТО
ВЫРАБОТКА НАВЫКОВ И АЛГОРИТМОВ
ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ,
ОПТИМАЛЬНЫХ ДЛЯ КАЖДОЙ КОНКРЕТНОЙ СИТУАЦИИ.
Каждый из таких алгоритмов использует целую программу навыков конкретных действий, которые вырабатываются в ходе традиционной дрессировки.
Как это делается? А вот это вопрос ремесла.
Мы с удовольствием предоставим вам методики интеллектуальной дрессировки с учетом вида животного, породы, возраста, конкретных условий жизни и пожеланий хозяина.