Международная Академия Хороших Хозяев

Верьте себе и своему зверю!

Наши партнеры

 

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Известные тесты для щенков

© Наталия Дмитриевна Криволапчук

   Определить, что получится из малого щенка и представить себе его перспективы – дело первостепенной важности. И это касается не только соответствия стандарту породы и выставочных и племенных перспектив. Выставки и вязки – это еще не вся жизнь собаки и ее хозяина. Характер собаки, то, насколько он будет соответствовать пожеланиям хозяина – это намного важнее. А для собак, не участвующих в племенном разведении, это главный вопрос.

   Будет ли собака послушной? Если это крупная и потенциально опасная собака, не грозит ли агрессия с ее стороны? Если это маленькая собачка, то не окажется ли она трусливой и не будет ли, например, пачкать дома? 

  • КАКОГО ЩЕНКА ВЫБРАТЬ – АКТИВНОГО ИЛИ СПОКОЙНОГО?
  • ОСТАНЕТСЯ ЛИ ОН ТАКИМ, КОГДА СТАНЕТ ВЗРОСЛЫМ?
  • КАК ВОСПИТЫВАТЬ ЩЕНКА, ЧТОБЫ ОН РАДОВАЛ СВОИХ ХОЗЯЕВ?

   Понятно, что на эти вопросы нельзя отвечать "на глазок". Ведь активный, подвижный и внешне веселый щенок часто оказывается гипер-возбудимым. А невозмутимый увалень, уснувший посреди игры, попросту "отключился" из-за непереносимой нагрузки.

   Потому-то и изобретаются все новые и новые тесты для проверки психики щенков. 

   Далее я цитирую тексты, "гуляющие" по Интернету.

Цель существующих ныне тестов – попытаться предсказать индивидуальные черты характера щенка. Они имеют лишь относительную ценность, так как окружающая среда и воспитание оказывают огромное влияние на эволюцию поведения животного. В качестве собаки-компаньона лучше выбирать легко подчиняемых или склонных к нежности щенков.

– С идеей согласна, но нежность – это не врожденное качество, оно складывается в конкретных отношениях. Это все равно, что сказать, будто годовалый ребенок обязательно будет искренне любить всех подряд. Зато рабочей собаке нужен скорее независимый характер. – А как тогда она в работе будет делать то, что нужно человеку? Не надо бы путать самостоятельность и независимость!

 Для определения индивидуальных особенностей характера и тенденций поведения в кинологии разработаны тесты для щенков, которые помогают установить степень совместимости собаки с человеком и выявить предрасположенность ее к  доминированию.

– Заявление о склонности щенка к доминированию равносильно утверждению, что ребенок может распоряжаться бюджетом семьи! Для доминирования (принуждения к выполнению решений старшего) совершенно необходимо УМЕТЬ ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЯ. Дитя на это просто не способно!

Это тестирование помета по Томану (для выявления доминантных щенков); тест с зеркалом Брето; тест с ожившей игрушкой Кейннека (оценивает характер щенка и организацию отношений человек -  собака). Наиболее известными и получившими широкое применение считаются тесты Уильяма Кэмпбелла, разработанные в 1975 году. Эта система отрабатывалась 8 лет и принята для большинства пород. Гейл Фишер и Венди Волхард в 1979 году дополнили их, эти тесты помогают выбирать щенков для дрессировки, охоты, выставок, как компаньона и т.д.

 Тест по Кэмпбеллу

 Применяется к щенкам в возрасте от 6 до 8 недель.

– Заметим: это возраст, соответствующий третьему году жизни человеческого ребенка (таблица соответствий по психофизическому развитию Британской Ветеринарной Ассоциации).

Тест позволяет по поведению щенка довольно точно выявить характер собаки и дать рекомендации о пригодности того или иного щенка к различного рода занятиям.

 Тестирование проводится в незнакомом тихом месте, где ничего бы не отвлекало внимание щенка. Щенка нельзя подбадривать или ласкать, с ним нельзя разговаривать. Желательно чтобы тестирование проводил специалист, не знакомый щенкам, в незнакомом помещении без отвлекающих раздражителей. Перед тестированием щенки должны быть активны. Каждый щенок проверяется отдельно.

 Тест состоит из пяти пунктов.

 Социальное притяжение.

 Поставьте щенка на пол, отойдите на несколько шагов в направлении, противоположном тому, откуда вы пришли. Присядьте или встаньте на колени и похлопайте в ладоши, привлекая его внимание.

– А как повел бы себя человеческий ребенок двух – двух с половиной лет? Законы развития одинаковы!

 При этом возможны следующие типы поведения:

 А — щенок подбегает сразу, прыгает на тестирующего, играет, лижет и покусывает руки, хвост поднят вверх;

- ребенок подбегает к незнакомому человеку, бросается к нему в объятия, целует и ласкается. При этом он уверен, что так и надо делать. Кто его этому научил? И правильно ли научили?

 В — щенок подбегает сразу и начинает царапать тестирующего лапами, хвост поднят вверх;

- ребенок подбегает и начинает активно обниматься с человеком, требуя от незнакомца того же. Уверен, что так и надо!

 С — щенок подбегает свободно, но хвост опущен;

- ребенок рвется общаться с первым встречным, не пытаясь понять, кто он такой, но не уверен, что поступает правильно.

 D — щенок подбегает, но не сразу, а после некоторого колебания и смущения, вид у него растерянный;

- ребенок думает, что делает что-то не то, но все равно очень хочет общаться с кем попало.

 Е — щенок не подбегает совсем.

– Вот и правильно! Посмотреть и попытаться понять можно и со стороны. А поводов вплотную общаться с посторонними у щенка НЕТ.

 Способность следовать за человеком.

– Те же примечания, что и к предыдущему испытанию. Достаточно спроецировать это поведение на общение малого ребенка с неизвестным ему человеком.

 Встаньте рядом с щенком, затем нормальным шагом начните удаляться от него.

 При этом возможны следующие типы поведения:

 А — щенок бежит за тестирующим сразу, весел, старается ухватить за ноги, хвост поднят вверх;

 В – щенок бежит за тестирующим сразу, следует рядом или путается под ногами, хвост задран;

 С — щенок бежит за тестирующим сразу, но несмело, несколько робко и немного отставая, хвост опущен;

 D — щенок очень робко идет за тестирующим, растерян и смущен, хвост опущен;

 Е —щенок не идет за тестирующим или уходит (полный отказ следовать). 

Реакция на принуждение.

 Тестирующий осторожно переворачивает щенка животом вверх и удерживает его около 30 с, держа в области груди.

– Это прямая угроза! Живот – критически важная анатомическая зона, которую инстинктивно бережет ЛЮБОЕ животное. По смыслу это испытание не на реакцию на принуждение, а на силу инстинкта самосохранения!!!

Реакция на принуждение показывает, в какой степени он переносит физическое и психологическое превосходство, то есть его подчиняемость.

– Да ничего подобного! Щенячья поза животиком кверху – это не подчинение, а УМИИРОТВОРЯЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ. Оно означает: "Если хочешь, убей меня!" – то же, что подставление шеи у взрослой собаки.

ПОЧЕМУ МАЛЫШ ДОЛЖЕН ПОЗВОЛИТЬ СЕБЯ УБИТЬ ПЕРВОМУ ВСТРЕЧНОМУ?!!!

  При этом возможны следующие типы поведения:

 А— сразу и активно протестует, борется с рукой, выворачивается и кусает;

- инстинкт самосохранения развит нормально, форма самозащиты - щенок сражается за свою жизнь.

 В — сразу и активно протестует, выскальзывает из-под руки тестирующего;

- инстинкт самосохранения срабатывает нормально, но в варианте не самозащиты, а избегания.

 С — вначале протестует, потом успокаивается;

- самосохранение развито недостаточно.

 D — не протестует совсем, лижет руки;

- заискивание, неспособность к самосохранению.

 Е — лежит неподвижно, очень напуган.

– тяжелый стресс в пассивной форме.

 Социальное превосходство.

 Щенок стоит или лежит. Тестирующий гладит щенка вдоль спины. Тест рассчитан на определение способности щенка принимать или отвергать социальное превосходство — в данном случае человека.

– Социальное превосходство здесь совершенно ни при чем. Во-первых, у щенка этого возраста еще не включаются стереотипы, связанные с прикосновениями к спине. Во-вторых, ГЛАДИТЬ по спине – это не значит проявлять "превосходство". У собак жесты, связанные с доминированием, выглядят иначе.

Если щенок сам склонен к превосходству — доминированию, то он будет прыгать, кусаться и рычать.

– Это реакция самозащиты, щенок воспринимает прикосновение как угрозу.

Если щенок независим, то попытается отойти в сторону

– Снова самосохранение в форме избегания

, а если труслив — то в панике, напрягшись, прижмется к полу вплоть до крика и поспешного бегства

– Снова тяжелый стресс. – Эти "если - то" показывают, что г-н Кемпбелл недостаточно хорошо представляет себе пантомимический язык собак.

 При этом возможны следующие типы поведения:

- см. примечания к двум первым испытаниям.

 A — щенок сразу выказывает радость, подскакивает, прыгает на тестирующего, бьет его лапами, лижет руки;

 В — подскакивает, бьет тестирующего лапами, лижет руки;

 С — поворачивается к тестирующему и лижет руки;

 D — ложится перед тестирующим на спину и лижет руки;

 Е — далеко отбегает и больше не подходит.

 Доминирование при взятии щенка на руки.

– см. примечания к "реакции на принуждение" (за исключением того, что степень угрозы меньше).

 Тестирующий приподнимает щенка над полом примерно на 30 секунд, поддерживая его обеими руками под животик и грудь. Не имея опоры, щенок почувствует себя в полной власти тестирующего.

 При этом возможны следующие типы поведения:

 А — щенок яростно протестует, энергично вырывается из рук тестирующего, кусается и рычит;

 В — щенок активно протестует, но не кусается;

 С — щенок начинает протестовать, затем успокаивается и лижет тестирующему руки;

 D — щенок не протестует, спокойно висит или лижет тестирующему руки;

 Е — щенок перепуган, напряжен.

 РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ.

 Методика определения характера щенка заключается в подсчете всех А, В, С, D и Е.

 При результате 2А и более вместе с несколькими В:

 считается

 - у кого считается? У собак?

, что такой щенок будет стараться главенствовать и всех подчинять себе. Он может быть потенциально агрессивен и склонен кусать, если встретит резкое обращение со стороны человека и сородичей.

- достаточно сильно развиты реакции самозащиты, но если их не затрагивать, то щенку незачем будет кусаться!

Такого щенка не рекомендуется брать в семью, где есть маленькие дети и старики.

– Конечно, если они неспособны не пугать щенка - дети неуправляемы, а старики страдают недостатком ума.

 Для воспитания щенка, обладающего таким характером, необходимо терпение. Атмосфера в семье должна быть спокойной. Воспитывать подобных собак следует спокойно, без физических наказаний.

– А остальных можно  бить?

 Рекомендуется использование в качестве защитно-караульной собаки.

– Нет, не рекомендуется. Давно известно, что самозащиты не является надежной основой для охраны, поскольку она в любой момент может перейти в избегание – собака просто удерет

 При результате 3В и более:

 считается, что такой щенок имеет склонность к спокойному, уверенному превосходству и лидерству.

– Значит, будет командовать хозяевами, только без скандалов. Хозяин будет меньше замечать, что подчиняется собаке.

 Он будет иметь способности к дрессировке.

– С чего бы это, если он лидер?

При верно выбранной стратегии воспитания такая собака станет преданным и послушным другом.

– И какова же эта стратегия?

С ней будет приятно находиться в любой обстановке — как в толпе, так и дома на диване.

– В толпе эта собака будет делать то, что ей заблагорассудится, а дома… может и согнать хозяина с дивана, а тот еще будет счастлив, что порадовал "верного друга".

 При результате ЗС и более:

 считается, что такой щенок будет прекрасно адаптироваться к любым условиям.

– При этом результате обнаруживается слишком много признаков противоречивого поведения и недостаточной стабильности. Не в том состоит способность адаптироваться!

Он послушен и прекрасно подходит для семьи, где есть дети и старики.

– Пожалуй… благодаря тому, что самооценка, скорее всего, будет занижена или вообще не сформирована.

 При результате 2D и более, особенно с одним или несколькими Е:

 считается, что такой щенок обладает характером холерика, подвержен влиянию обстоятельств и склонен к подчинению, для уверенности ему необходим тесный, постоянный контакт с человеком, он нуждается в поощрениях; тактика воспитания такой собаки должна быть основана на постоянном внимании к ней, любви и чуткости.

 Такая собака, как правило, обычно спокойна в семье, где воспитываются дети, но может кусать, если с ним плохо обращаются, в этом выражается ее форма защиты.

 При результате 2D и более в сочетании с Е:

 у щенка могут возникнуть трудности в процессе социализации, необходимо применение специальных методов дрессировки.

– Щенок уже страдает недостаточным развитием по возрасту. Ему нужна не дрессировка, а специальная программа развития, наподобие дефектологического детсада.

 Если при тестировании такой щенок получит еще оценку А или В, то он может иметь склонность нападать из страха, особенно при наказаниях.

– Вот и стоило бы оценить, насколько он склонен к истерике. При оценках А и В предполагается достаточно активное и уверенное поведение, а откуда ему взяться),

 Если при тестировании щенок получил еще и несколько С или одно В, то такой щенок наверняка будет теряться в стрессовых ситуациях, с детьми будет неуравновешен. Поведение его непредсказуемо. Требует постоянного контроля. – Теряться и вести себя непредсказуемо при стрессах он будет в любом случае – ведь именно оценки D и  E говорят о подверженности стрессам.

 При результате 2Е и более:

 щенок будет трудно поддаваться дрессировке. Воспитательные меры практически не будут оказывать никакого воздействия. Может кусать из страха или в стрессовой ситуации.

– Да кто угодно будет кусаться от страха или в стрессовой ситуации. Надо бы еще предвидеть происхождение стрессов.

 При сочетании противоположных качеств А и Е:

- Смоделируйте такое поведение - ЭТО НЕВОЗМОЖНО! Запрещено законами природы!

 с возрастом будет обладать непредсказуемым характером. Поведение собаки будет зависеть от слишком многих факторов, чтобы их учесть. Некоторая стабильность поведения будет наблюдаться только в привычных для нее условиях.

 Для стабильности результата следует повторить тестирование выбранного щенка в других условиях и только тогда сделать окончательный вывод.

 А — очень доминирующий тип,

 В — доминирующий тип,

 С — подчиняющийся тип,

 D — очень подчиняющийся тип,

 Е — практически невоспитуемый тип. 

ТЕСТ С ЗЕРКАЛОМ БРЕТО 

В возрасте от шести до восьми недель щенок начинает реагировать на свое отражение в зеркале, а в девять – десять недель интересоваться им. В этом возрасте мы можем привести щенка в помещение

– Знакомое помещение? Это важно!

, где есть большое зеркало, в котором он сможет полностью себя увидеть.

 Будем наблюдать за реакцией щенка, чтобы определить уровень его социализации.

– Видимо, социализация понимается здесь (впрочем, не только здесь) как общее развитие детеныша. Автор этого термина, Нико Тинберген, определил социализацию как установление социальных отношений в сообществе.

 Общительные, уравновешенные, уверенные в себе и доминирующие щенки проявят некоторую напряженность в связи с установлением иерархического положения.

– В этом возрасте установление иерархического положения просто невозможно! Какое может быть иерархическое положение у трех-четырехлетнего ребенка? Напряженность – это естественная реакция на непонятное. Общительность вообще ни при чем, уравновешенность тут не проявляется. Можно предположить, что автор (а может, переводчик? – но все равно вводит в заблуждение) не вполне владеет общепринятой терминологией.

Щенок будет смотреться в зеркало, замирать на какое-то время, приближаться к зеркалу и отдаляться.

– Это ориентировочное поведение, а указанные выше качества не имеют к нему никакого отношения.

Такие щенки по темпераменту

– в тесте Кемпбелла темперамент никак не оценивается. Понятие темперамента имеет строгое определение.

относятся к типам 1 и 2 в тесте Кэмпбелла.

– Почему?

 Другие щенки, столь же общительные, но скорее подчиненные и инфантильные, будут пытаться установить контакт со своим изображением, демонстрировать готовность к подчинению и приглашать к игре.

– Может, так бы они себя и вели, если бы принимали отражение за живое существо. Но этого ПОЧТИ не бывает.

Они редко и на короткое время замирают, пристально глядя на свое отражение, подходят и отходят.

– Недостаточно развито ориентировочное поведение. Кроме того, это противоречит попытке установить контакт со своим отражением, описанной выше.

Эти щенки соответствуют темпераменту типа 3 или 4 в тесте Кэмпбелла.

– Почему?

 Наконец, у неуравновешенных, необщительных и боязливых щенков мы наблюдаем продолжительные периоды неподвижности, нежелание смотреть на свое отражение. Щенки убегают от зеркала или рычат.

– Уравновешенность и общительность ни при чем. Поведение самосохранения говорит о непонимании и неразвитом анализе.

Эти щенки соответствуют типам 1 или 5 в тесте Кэмпбелла.

– Почему? 

ТЕСТ С ОЖИВШЕЙ ИГРУШКОЙ КЕЙННЕКА 

   Не указано, для какого возраста предназначен этот тест. В зависимости от возраста поведение может оцениваться по-разному.

   Для справки:

Таблица Нормальные реакции и формы внешнего поведения по возрастному развитию 

Преобладающая реакция

1-2 месяца

3-5 месяцев

6-8 месяцев

9-15 месяцев

После окончательного формирования психики

Пищевая

+++

++

+

+

+

Сексуальная

-

+

++

+++

+

Исследовательская

+++

++

+

+

+

Активно-оборонительная

+

-

+

+++

++

Пассивно-оборонительная

-

+++

+

-

+

Территориальные интересы

-

-

+

++

+++

Стайные отношения

-

++

++

+++

++

 Условные обозначения:

- - реакция не характерна;

+ - реакция выражена;

++ - реакция несколько преобладает над остальными;

+++ - основная мотивация. 

 Согласно Кейннеку, собака может отреагировать на появление нового предмета тремя способами:

 - проявить интерес;

- нормально примерно до 3х месяцев.

 - проигнорировать;

- нормально для 3-4 месяцев (избегание).

 - проявить неприятие

. – самозащита зависит от условий, но на "критической дистанции нормально для любого возраста.

 Тест с ожившей игрушкой позволяет оценить характер щенка и организацию отношений человек – собака.

Щенок помещается в незнакомую комнату без мебели. Исследователь ставит на пол двигающуюся игрушечную собачку и направляет ее в сторону щенка. Затем хозяин или хозяева, а также исследователь встают, образуя полукруг, и игрушка направляется в сторону одного из хозяев.

– НА КАКОМ РАССТОЯНИИ это происходит? Не учтены территориальные стереотипы, в частности, "критическая дистанция". Поведенческая реакция СУЩЕСТВЕННО от этого зависит.

 Увидев игрушку, по форме и издаваемым звукам похожую на собаку, щенок ведет себя по-разному, например:

 -отступает с лаем или без, нюхает под хвостом у игрушки

– неужели он принимает игрушку за живую собаку? Обнюхивание нормально после 6ти месяцев, но не у малого щенка

, его мышцы напряжены, он выглядит взволнованным; эта реакция считается нормальной

– С какой стати? Это активно-оборонительная реакция, стрессовая самозащита;

 -начинает угрожающе лаять, выглядит встревоженным; такой щенок считается не способным к жизни в городе;

- Стрессовая самозащита. Жизнь в городе попросту ни при чем (в деревне щенок испугается коровы, курицы и т.п.)

 -набрасывается на игрушку, толкает ее, кусает; такая особь представляет строптивый, а значит, опасный тип животных.

– А если это игра? Для щенка около 2х месяцев это было бы нормально.

 Следует отметить, что со второго или третьего раза поведение щенка становится нормальным

– Не всегда, а только в том случае, когда щенок способен делать выводы из своих наблюдений:

 -собака стала воспринимать игрушку как надоевший предмет;

 -ведет себя спокойно и разглядывает игрушку; такого щенка будет просто обучать, но в нем сохранится некоторая склонность к независимости;

- При чем тут независимость, просто непонятно. В целом эта реакция нормальна начиная примерно с 1,5-2 месяцев, при нормальном развитии анализа.

 -прячется под стул или за него, выглядит испуганным и неуверенным; этот тип поведения наблюдается у щенков, которые не приобрели достаточно опыта в раннем возрасте;

- Это реакция избегания в форме испуга, она зависит не только от опыта, но и от многих других причин.

 -убегает, испытывает сильное волнение, связь с хозяином очень слабая; щенок труслив и способен подвести хозяина в любой момент;

- Из чего это следует? До сих пор про связь с хозяином не говорилось ровно ничего!

 -прячется возле хозяина или одного из хозяев; это поведение выявляет истинную иерархию, показывает, кто в паре лидер;

- Это говорит только о том, что щенок доверяет хозяину и считает его способным защитить. Может, лидерство так и понимается?

 -прячется за исследователем; такое поведение указывает на плохие отношения между щенком и его владельцами.

– Пожалуй. Только это маловероятно - с чего ему прятаться у НЕЗНАКОМОГО человека? Скорее, он спрячется под стул.

 Можно повторить тест со всеми щенками помета. Только доминирующий щенок с устойчивой психикой приблизится к игрушке.

– Про устойчивую психику – почти правда. Но доминирование тут ровно ни при чем! Это нормальное исследовательское поведение.

Если тест проводится в присутствии матери, все подчиненные щенки побегут прятаться к ней. Независимые щенки попытаются встать между матерью и игрушкой.

– Да-а-а? Закроют грудью мать? Кто кого должен защищать?

Наверх

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.