Известные тесты для щенков
© Наталия Дмитриевна Криволапчук
Определить, что получится из малого щенка и представить себе его перспективы – дело первостепенной важности. И это касается не только соответствия стандарту породы и выставочных и племенных перспектив. Выставки и вязки – это еще не вся жизнь собаки и ее хозяина. Характер собаки, то, насколько он будет соответствовать пожеланиям хозяина – это намного важнее. А для собак, не участвующих в племенном разведении, это главный вопрос.
Будет ли собака послушной? Если это крупная и потенциально опасная собака, не грозит ли агрессия с ее стороны? Если это маленькая собачка, то не окажется ли она трусливой и не будет ли, например, пачкать дома?
- КАКОГО ЩЕНКА ВЫБРАТЬ – АКТИВНОГО ИЛИ СПОКОЙНОГО?
- ОСТАНЕТСЯ ЛИ ОН ТАКИМ, КОГДА СТАНЕТ ВЗРОСЛЫМ?
- КАК ВОСПИТЫВАТЬ ЩЕНКА, ЧТОБЫ ОН РАДОВАЛ СВОИХ ХОЗЯЕВ?
Понятно, что на эти вопросы нельзя отвечать "на глазок". Ведь активный, подвижный и внешне веселый щенок часто оказывается гипер-возбудимым. А невозмутимый увалень, уснувший посреди игры, попросту "отключился" из-за непереносимой нагрузки.
Потому-то и изобретаются все новые и новые тесты для проверки психики щенков.
Далее я цитирую тексты, "гуляющие" по Интернету.
Цель существующих ныне тестов – попытаться предсказать индивидуальные черты характера щенка. Они имеют лишь относительную ценность, так как окружающая среда и воспитание оказывают огромное влияние на эволюцию поведения животного. В качестве собаки-компаньона лучше выбирать легко подчиняемых или склонных к нежности щенков.
– С идеей согласна, но нежность – это не врожденное качество, оно складывается в конкретных отношениях. Это все равно, что сказать, будто годовалый ребенок обязательно будет искренне любить всех подряд. Зато рабочей собаке нужен скорее независимый характер. – А как тогда она в работе будет делать то, что нужно человеку? Не надо бы путать самостоятельность и независимость!
Для определения индивидуальных особенностей характера и тенденций поведения в кинологии разработаны тесты для щенков, которые помогают установить степень совместимости собаки с человеком и выявить предрасположенность ее к доминированию.
– Заявление о склонности щенка к доминированию равносильно утверждению, что ребенок может распоряжаться бюджетом семьи! Для доминирования (принуждения к выполнению решений старшего) совершенно необходимо УМЕТЬ ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЯ. Дитя на это просто не способно!
Это тестирование помета по Томану (для выявления доминантных щенков); тест с зеркалом Брето; тест с ожившей игрушкой Кейннека (оценивает характер щенка и организацию отношений человек - собака). Наиболее известными и получившими широкое применение считаются тесты Уильяма Кэмпбелла, разработанные в 1975 году. Эта система отрабатывалась 8 лет и принята для большинства пород. Гейл Фишер и Венди Волхард в 1979 году дополнили их, эти тесты помогают выбирать щенков для дрессировки, охоты, выставок, как компаньона и т.д.
Тест по Кэмпбеллу
Применяется к щенкам в возрасте от 6 до 8 недель.
– Заметим: это возраст, соответствующий третьему году жизни человеческого ребенка (таблица соответствий по психофизическому развитию Британской Ветеринарной Ассоциации).
Тест позволяет по поведению щенка довольно точно выявить характер собаки и дать рекомендации о пригодности того или иного щенка к различного рода занятиям.
Тестирование проводится в незнакомом тихом месте, где ничего бы не отвлекало внимание щенка. Щенка нельзя подбадривать или ласкать, с ним нельзя разговаривать. Желательно чтобы тестирование проводил специалист, не знакомый щенкам, в незнакомом помещении без отвлекающих раздражителей. Перед тестированием щенки должны быть активны. Каждый щенок проверяется отдельно.
Тест состоит из пяти пунктов.
Социальное притяжение.
Поставьте щенка на пол, отойдите на несколько шагов в направлении, противоположном тому, откуда вы пришли. Присядьте или встаньте на колени и похлопайте в ладоши, привлекая его внимание.
– А как повел бы себя человеческий ребенок двух – двух с половиной лет? Законы развития одинаковы!
При этом возможны следующие типы поведения:
А — щенок подбегает сразу, прыгает на тестирующего, играет, лижет и покусывает руки, хвост поднят вверх;
- ребенок подбегает к незнакомому человеку, бросается к нему в объятия, целует и ласкается. При этом он уверен, что так и надо делать. Кто его этому научил? И правильно ли научили?
В — щенок подбегает сразу и начинает царапать тестирующего лапами, хвост поднят вверх;
- ребенок подбегает и начинает активно обниматься с человеком, требуя от незнакомца того же. Уверен, что так и надо!
С — щенок подбегает свободно, но хвост опущен;
- ребенок рвется общаться с первым встречным, не пытаясь понять, кто он такой, но не уверен, что поступает правильно.
D — щенок подбегает, но не сразу, а после некоторого колебания и смущения, вид у него растерянный;
- ребенок думает, что делает что-то не то, но все равно очень хочет общаться с кем попало.
Е — щенок не подбегает совсем.
– Вот и правильно! Посмотреть и попытаться понять можно и со стороны. А поводов вплотную общаться с посторонними у щенка НЕТ.
Способность следовать за человеком.
– Те же примечания, что и к предыдущему испытанию. Достаточно спроецировать это поведение на общение малого ребенка с неизвестным ему человеком.
Встаньте рядом с щенком, затем нормальным шагом начните удаляться от него.
При этом возможны следующие типы поведения:
А — щенок бежит за тестирующим сразу, весел, старается ухватить за ноги, хвост поднят вверх;
В – щенок бежит за тестирующим сразу, следует рядом или путается под ногами, хвост задран;
С — щенок бежит за тестирующим сразу, но несмело, несколько робко и немного отставая, хвост опущен;
D — щенок очень робко идет за тестирующим, растерян и смущен, хвост опущен;
Е —щенок не идет за тестирующим или уходит (полный отказ следовать).
Реакция на принуждение.
Тестирующий осторожно переворачивает щенка животом вверх и удерживает его около 30 с, держа в области груди.
– Это прямая угроза! Живот – критически важная анатомическая зона, которую инстинктивно бережет ЛЮБОЕ животное. По смыслу это испытание не на реакцию на принуждение, а на силу инстинкта самосохранения!!!
Реакция на принуждение показывает, в какой степени он переносит физическое и психологическое превосходство, то есть его подчиняемость.
– Да ничего подобного! Щенячья поза животиком кверху – это не подчинение, а УМИИРОТВОРЯЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ. Оно означает: "Если хочешь, убей меня!" – то же, что подставление шеи у взрослой собаки.
ПОЧЕМУ МАЛЫШ ДОЛЖЕН ПОЗВОЛИТЬ СЕБЯ УБИТЬ ПЕРВОМУ ВСТРЕЧНОМУ?!!!
При этом возможны следующие типы поведения:
А— сразу и активно протестует, борется с рукой, выворачивается и кусает;
- инстинкт самосохранения развит нормально, форма самозащиты - щенок сражается за свою жизнь.
В — сразу и активно протестует, выскальзывает из-под руки тестирующего;
- инстинкт самосохранения срабатывает нормально, но в варианте не самозащиты, а избегания.
С — вначале протестует, потом успокаивается;
- самосохранение развито недостаточно.
D — не протестует совсем, лижет руки;
- заискивание, неспособность к самосохранению.
Е — лежит неподвижно, очень напуган.
– тяжелый стресс в пассивной форме.
Социальное превосходство.
Щенок стоит или лежит. Тестирующий гладит щенка вдоль спины. Тест рассчитан на определение способности щенка принимать или отвергать социальное превосходство — в данном случае человека.
– Социальное превосходство здесь совершенно ни при чем. Во-первых, у щенка этого возраста еще не включаются стереотипы, связанные с прикосновениями к спине. Во-вторых, ГЛАДИТЬ по спине – это не значит проявлять "превосходство". У собак жесты, связанные с доминированием, выглядят иначе.
Если щенок сам склонен к превосходству — доминированию, то он будет прыгать, кусаться и рычать.
– Это реакция самозащиты, щенок воспринимает прикосновение как угрозу.
Если щенок независим, то попытается отойти в сторону
– Снова самосохранение в форме избегания
, а если труслив — то в панике, напрягшись, прижмется к полу вплоть до крика и поспешного бегства
– Снова тяжелый стресс. – Эти "если - то" показывают, что г-н Кемпбелл недостаточно хорошо представляет себе пантомимический язык собак.
При этом возможны следующие типы поведения:
- см. примечания к двум первым испытаниям.
A — щенок сразу выказывает радость, подскакивает, прыгает на тестирующего, бьет его лапами, лижет руки;
В — подскакивает, бьет тестирующего лапами, лижет руки;
С — поворачивается к тестирующему и лижет руки;
D — ложится перед тестирующим на спину и лижет руки;
Е — далеко отбегает и больше не подходит.
Доминирование при взятии щенка на руки.
– см. примечания к "реакции на принуждение" (за исключением того, что степень угрозы меньше).
Тестирующий приподнимает щенка над полом примерно на 30 секунд, поддерживая его обеими руками под животик и грудь. Не имея опоры, щенок почувствует себя в полной власти тестирующего.
При этом возможны следующие типы поведения:
А — щенок яростно протестует, энергично вырывается из рук тестирующего, кусается и рычит;
В — щенок активно протестует, но не кусается;
С — щенок начинает протестовать, затем успокаивается и лижет тестирующему руки;
D — щенок не протестует, спокойно висит или лижет тестирующему руки;
Е — щенок перепуган, напряжен.
РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ.
Методика определения характера щенка заключается в подсчете всех А, В, С, D и Е.
При результате 2А и более вместе с несколькими В:
считается
- у кого считается? У собак?
, что такой щенок будет стараться главенствовать и всех подчинять себе. Он может быть потенциально агрессивен и склонен кусать, если встретит резкое обращение со стороны человека и сородичей.
- достаточно сильно развиты реакции самозащиты, но если их не затрагивать, то щенку незачем будет кусаться!
Такого щенка не рекомендуется брать в семью, где есть маленькие дети и старики.
– Конечно, если они неспособны не пугать щенка - дети неуправляемы, а старики страдают недостатком ума.
Для воспитания щенка, обладающего таким характером, необходимо терпение. Атмосфера в семье должна быть спокойной. Воспитывать подобных собак следует спокойно, без физических наказаний.
– А остальных можно бить?
Рекомендуется использование в качестве защитно-караульной собаки.
– Нет, не рекомендуется. Давно известно, что самозащиты не является надежной основой для охраны, поскольку она в любой момент может перейти в избегание – собака просто удерет
При результате 3В и более:
считается, что такой щенок имеет склонность к спокойному, уверенному превосходству и лидерству.
– Значит, будет командовать хозяевами, только без скандалов. Хозяин будет меньше замечать, что подчиняется собаке.
Он будет иметь способности к дрессировке.
– С чего бы это, если он лидер?
При верно выбранной стратегии воспитания такая собака станет преданным и послушным другом.
– И какова же эта стратегия?
С ней будет приятно находиться в любой обстановке — как в толпе, так и дома на диване.
– В толпе эта собака будет делать то, что ей заблагорассудится, а дома… может и согнать хозяина с дивана, а тот еще будет счастлив, что порадовал "верного друга".
При результате ЗС и более:
считается, что такой щенок будет прекрасно адаптироваться к любым условиям.
– При этом результате обнаруживается слишком много признаков противоречивого поведения и недостаточной стабильности. Не в том состоит способность адаптироваться!
Он послушен и прекрасно подходит для семьи, где есть дети и старики.
– Пожалуй… благодаря тому, что самооценка, скорее всего, будет занижена или вообще не сформирована.
При результате 2D и более, особенно с одним или несколькими Е:
считается, что такой щенок обладает характером холерика, подвержен влиянию обстоятельств и склонен к подчинению, для уверенности ему необходим тесный, постоянный контакт с человеком, он нуждается в поощрениях; тактика воспитания такой собаки должна быть основана на постоянном внимании к ней, любви и чуткости.
Такая собака, как правило, обычно спокойна в семье, где воспитываются дети, но может кусать, если с ним плохо обращаются, в этом выражается ее форма защиты.
При результате 2D и более в сочетании с Е:
у щенка могут возникнуть трудности в процессе социализации, необходимо применение специальных методов дрессировки.
– Щенок уже страдает недостаточным развитием по возрасту. Ему нужна не дрессировка, а специальная программа развития, наподобие дефектологического детсада.
Если при тестировании такой щенок получит еще оценку А или В, то он может иметь склонность нападать из страха, особенно при наказаниях.
– Вот и стоило бы оценить, насколько он склонен к истерике. При оценках А и В предполагается достаточно активное и уверенное поведение, а откуда ему взяться),
Если при тестировании щенок получил еще и несколько С или одно В, то такой щенок наверняка будет теряться в стрессовых ситуациях, с детьми будет неуравновешен. Поведение его непредсказуемо. Требует постоянного контроля. – Теряться и вести себя непредсказуемо при стрессах он будет в любом случае – ведь именно оценки D и E говорят о подверженности стрессам.
При результате 2Е и более:
щенок будет трудно поддаваться дрессировке. Воспитательные меры практически не будут оказывать никакого воздействия. Может кусать из страха или в стрессовой ситуации.
– Да кто угодно будет кусаться от страха или в стрессовой ситуации. Надо бы еще предвидеть происхождение стрессов.
При сочетании противоположных качеств А и Е:
- Смоделируйте такое поведение - ЭТО НЕВОЗМОЖНО! Запрещено законами природы!
с возрастом будет обладать непредсказуемым характером. Поведение собаки будет зависеть от слишком многих факторов, чтобы их учесть. Некоторая стабильность поведения будет наблюдаться только в привычных для нее условиях.
Для стабильности результата следует повторить тестирование выбранного щенка в других условиях и только тогда сделать окончательный вывод.
А — очень доминирующий тип,
В — доминирующий тип,
С — подчиняющийся тип,
D — очень подчиняющийся тип,
Е — практически невоспитуемый тип.
ТЕСТ С ЗЕРКАЛОМ БРЕТО
В возрасте от шести до восьми недель щенок начинает реагировать на свое отражение в зеркале, а в девять – десять недель интересоваться им. В этом возрасте мы можем привести щенка в помещение
– Знакомое помещение? Это важно!
, где есть большое зеркало, в котором он сможет полностью себя увидеть.
Будем наблюдать за реакцией щенка, чтобы определить уровень его социализации.
– Видимо, социализация понимается здесь (впрочем, не только здесь) как общее развитие детеныша. Автор этого термина, Нико Тинберген, определил социализацию как установление социальных отношений в сообществе.
Общительные, уравновешенные, уверенные в себе и доминирующие щенки проявят некоторую напряженность в связи с установлением иерархического положения.
– В этом возрасте установление иерархического положения просто невозможно! Какое может быть иерархическое положение у трех-четырехлетнего ребенка? Напряженность – это естественная реакция на непонятное. Общительность вообще ни при чем, уравновешенность тут не проявляется. Можно предположить, что автор (а может, переводчик? – но все равно вводит в заблуждение) не вполне владеет общепринятой терминологией.
Щенок будет смотреться в зеркало, замирать на какое-то время, приближаться к зеркалу и отдаляться.
– Это ориентировочное поведение, а указанные выше качества не имеют к нему никакого отношения.
Такие щенки по темпераменту
– в тесте Кемпбелла темперамент никак не оценивается. Понятие темперамента имеет строгое определение.
относятся к типам 1 и 2 в тесте Кэмпбелла.
– Почему?
Другие щенки, столь же общительные, но скорее подчиненные и инфантильные, будут пытаться установить контакт со своим изображением, демонстрировать готовность к подчинению и приглашать к игре.
– Может, так бы они себя и вели, если бы принимали отражение за живое существо. Но этого ПОЧТИ не бывает.
Они редко и на короткое время замирают, пристально глядя на свое отражение, подходят и отходят.
– Недостаточно развито ориентировочное поведение. Кроме того, это противоречит попытке установить контакт со своим отражением, описанной выше.
Эти щенки соответствуют темпераменту типа 3 или 4 в тесте Кэмпбелла.
– Почему?
Наконец, у неуравновешенных, необщительных и боязливых щенков мы наблюдаем продолжительные периоды неподвижности, нежелание смотреть на свое отражение. Щенки убегают от зеркала или рычат.
– Уравновешенность и общительность ни при чем. Поведение самосохранения говорит о непонимании и неразвитом анализе.
Эти щенки соответствуют типам 1 или 5 в тесте Кэмпбелла.
– Почему?
ТЕСТ С ОЖИВШЕЙ ИГРУШКОЙ КЕЙННЕКА
Не указано, для какого возраста предназначен этот тест. В зависимости от возраста поведение может оцениваться по-разному.
Для справки:
Таблица Нормальные реакции и формы внешнего поведения по возрастному развитию
Преобладающая реакция |
1-2 месяца |
3-5 месяцев |
6-8 месяцев |
9-15 месяцев |
После окончательного формирования психики |
Пищевая |
+++ |
++ |
+ |
+ |
+ |
Сексуальная |
- |
+ |
++ |
+++ |
+ |
Исследовательская |
+++ |
++ |
+ |
+ |
+ |
Активно-оборонительная |
+ |
- |
+ |
+++ |
++ |
Пассивно-оборонительная |
- |
+++ |
+ |
- |
+ |
Территориальные интересы |
- |
- |
+ |
++ |
+++ |
Стайные отношения |
- |
++ |
++ |
+++ |
++ |
Условные обозначения:
- - реакция не характерна;
+ - реакция выражена;
++ - реакция несколько преобладает над остальными;
+++ - основная мотивация.
Согласно Кейннеку, собака может отреагировать на появление нового предмета тремя способами:
- проявить интерес;
- нормально примерно до 3х месяцев.
- проигнорировать;
- нормально для 3-4 месяцев (избегание).
- проявить неприятие
. – самозащита зависит от условий, но на "критической дистанции нормально для любого возраста.
Тест с ожившей игрушкой позволяет оценить характер щенка и организацию отношений человек – собака.
Щенок помещается в незнакомую комнату без мебели. Исследователь ставит на пол двигающуюся игрушечную собачку и направляет ее в сторону щенка. Затем хозяин или хозяева, а также исследователь встают, образуя полукруг, и игрушка направляется в сторону одного из хозяев.
– НА КАКОМ РАССТОЯНИИ это происходит? Не учтены территориальные стереотипы, в частности, "критическая дистанция". Поведенческая реакция СУЩЕСТВЕННО от этого зависит.
Увидев игрушку, по форме и издаваемым звукам похожую на собаку, щенок ведет себя по-разному, например:
-отступает с лаем или без, нюхает под хвостом у игрушки
– неужели он принимает игрушку за живую собаку? Обнюхивание нормально после 6ти месяцев, но не у малого щенка
, его мышцы напряжены, он выглядит взволнованным; эта реакция считается нормальной
– С какой стати? Это активно-оборонительная реакция, стрессовая самозащита;
-начинает угрожающе лаять, выглядит встревоженным; такой щенок считается не способным к жизни в городе;
- Стрессовая самозащита. Жизнь в городе попросту ни при чем (в деревне щенок испугается коровы, курицы и т.п.)
-набрасывается на игрушку, толкает ее, кусает; такая особь представляет строптивый, а значит, опасный тип животных.
– А если это игра? Для щенка около 2х месяцев это было бы нормально.
Следует отметить, что со второго или третьего раза поведение щенка становится нормальным
– Не всегда, а только в том случае, когда щенок способен делать выводы из своих наблюдений:
-собака стала воспринимать игрушку как надоевший предмет;
-ведет себя спокойно и разглядывает игрушку; такого щенка будет просто обучать, но в нем сохранится некоторая склонность к независимости;
- При чем тут независимость, просто непонятно. В целом эта реакция нормальна начиная примерно с 1,5-2 месяцев, при нормальном развитии анализа.
-прячется под стул или за него, выглядит испуганным и неуверенным; этот тип поведения наблюдается у щенков, которые не приобрели достаточно опыта в раннем возрасте;
- Это реакция избегания в форме испуга, она зависит не только от опыта, но и от многих других причин.
-убегает, испытывает сильное волнение, связь с хозяином очень слабая; щенок труслив и способен подвести хозяина в любой момент;
- Из чего это следует? До сих пор про связь с хозяином не говорилось ровно ничего!
-прячется возле хозяина или одного из хозяев; это поведение выявляет истинную иерархию, показывает, кто в паре лидер;
- Это говорит только о том, что щенок доверяет хозяину и считает его способным защитить. Может, лидерство так и понимается?
-прячется за исследователем; такое поведение указывает на плохие отношения между щенком и его владельцами.
– Пожалуй. Только это маловероятно - с чего ему прятаться у НЕЗНАКОМОГО человека? Скорее, он спрячется под стул.
Можно повторить тест со всеми щенками помета. Только доминирующий щенок с устойчивой психикой приблизится к игрушке.
– Про устойчивую психику – почти правда. Но доминирование тут ровно ни при чем! Это нормальное исследовательское поведение.
Если тест проводится в присутствии матери, все подчиненные щенки побегут прятаться к ней. Независимые щенки попытаются встать между матерью и игрушкой.
– Да-а-а? Закроют грудью мать? Кто кого должен защищать?